СВЯТЫЕ МЕСТА НОВОГО ИЕРУСАЛИМА
ГОРОД ВОСКРЕСЕНСК ЗАНИМАЛ ТЕРРИТОРИЮ, ПРИНАДЛЕЖАВШУЮ В XVII ВЕКЕ ВОСКРЕСЕНСКОМУ НОВО-ИЕРУСАЛИМСКОМУ МОНАСТЫРЮ, ОСНОВАННОМУ В 1656 ГОДУ СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХОМ МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ НИКОНОМ.
ПО ЗАМЫСЛУ ПАТРИАРХА НИКОНА ОКРЕСТНОСТИ МОНАСТЫРЯ ВОСПРОИЗВОДИЛИ СВЯТЫЕ МЕСТА ПАЛЕСТИНЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗЕМНОЙ ЖИЗНЬЮ ИИСУСА ХРИСТА.
КОМПОЗИЦИОННЫМ И СМЫСЛОВЫМ ЦЕНТРОМ ПОДМОСКОВНОЙ ПАЛЕСТИНЫ БЫЛ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ С ОДНОИМЕННЫМ ХРАМОМ, СООРУЖЕННЫМ «В МЕРУ И ПОДОБИЕ» ХРАМА СВЯТОГО ГРОБА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМЕ. МОНАСТЫРЬ РАСПОЛАГАЛСЯ НА РУКОТВОРНОМ ХОЛМЕ В ИЗЛУЧИНЕ РЕКИ ИСТРЫ, ПЕРЕИМЕНОВАННОЙ В ИОРДАН, НА ВЫСОКОМ, ЧАСТИЧНО ИСКУССТВЕННОМ, ХОЛМЕ, ПОЛУЧИВШИМ НАЗВАНИЕ СИОН.
ГОРА СИОН ВО ВРЕМЕНА СПАСИТЕЛЯ ВХОДИЛА В СТЕНЫ ИЕРУСАЛИМА, И В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ СИОНОМ НАЗЫВАЕТСЯ В ПЕРЕHOCHOM СМЫСЛЕ ГОРОД ИЕРУСАЛИМ. ХРАМ СВЯТОГО ГРОБА ГОСПОДНЯ, СООРУЖЕННЫЙ НА МЕСТЕ КРЕСТНОЙ СМЕРТИ, ПОГРЕБЕНИЯ И ВОСКРЕСЕНИЯ СПАСИТЕЛЯ, ХРИСТИАНЕ НАЗЫВАЛИ НОВЫМ СИОНОМ.
К ВОСТОКУ ОТ ИЕРУСАЛИМА НАХОДИТСЯ В ПАЛЕСТИНЕ ГОРА ЕЛЕОН. ТАМ, В СЕЛЕНИИ ВИФАНИЯ ЖИЛИ МАРИЯ, МАРФА И БРАТ ИХ ЛАЗАРЬ, КОТОРОГО ХРИСТОС ВОСКРЕСИЛ НА ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ ПЕРЕД КРЕСТНЫМИ СТРАДАНИЯМИ НАЧАЛСЯ БЛИЗ ВИФАНИИ. ТАМ ЖЕ, НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ EЛЕОН ГОСПОДЬ ВОЗНЕССЯ НА НЕБО ЧЕРЕЗ СОРОК ДНЕЙ ПОСЛЕ СВОЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ.
В ПАМЯТЬ ОБ ЭТИХ СОБЫТИЯХ ХОЛМ К ВОСТОКУ ОТ ВОСКРЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ БЫЛ НАРЕЧЕН ЕЛЕОНОМ. ИМЕННО НА ЭТОМ МЕСТЕ ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, ОБОЗРЕВАЯ ВМЕСТЕ С ПАТРИАРХОМ НИКОНОМ "ШИРОТУ ПРОСТРАНСТВА ПОЛЬНАГО" НАЗВАЛ В 1657 Г. ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ НОВЫМ ИЕРУСАЛИМОМ. ОБ ЭТОМ ПОВЕСТВОВАЛА НАДПИСЬ НА ПОКЛОННОМ КРЕСТЕ, ВОДРУЖЕННОМ ПАТРИАРХОМ НИКОНОМ НА ЕЛЕОНСКОМ ХОЛМЕ. В КОНЦЕ XVII ВЕКА ЗДЕСЬ БЫЛА ПОСТРОЕНА ЕЛЕОНСКАЯ ЧАСОВНЯ ПО ОБРАЗЦУ ПАЛЕСТИНСКОЙ, ОТМЕЧАЮЩЕЙ МЕСТО ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ.
К ЮГУ ОТ ЧАСОВНИ, В ДЕРЕВНЕ КОТЕЛЬНИКОВО НА БЕРЕГУ ИСТРЫ БЫЛА СООРУЖЕНА ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, В СВЯЗИ С ЧЕМ КОТЕЛЬНИКОВО СТАЛО ИМЕНОВАТЬСЯ СЕЛОМ ВОЗНЕСЕНСКИМ.
ДАЛЕЕ НА ВОСТОК, НА РЕКЕ ПЕСОЧНЕ, В БЫВШЕЙ ВОТЧИНЕ БОЯРИНА Р.Ф. БОБАРЫКИНА, ПАТРИАРХ НИКОН ОСНОВАЛ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ, НАРИЦАЕМЫЙ ВИФАНИЯ С ЦЕРКОВЬЮ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ. СЕВЕРНЫЕ ОКРЕСТНОСТИ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА ВОСПРОИЗВОДИЛИ ГАЛИЛЕЮ - СЕВЕРНУЮ ОБЛАСТЬ ПАЛЕСТИНЫ В
ГАЛИЛЕЙСКОМ ГОРОДЕ НАЗАРЕТЕ ПРОШЛО ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО СПАСИТЕЛЯ, ОТСЮДА ОН ПРИХОДИЛ НА ИОРДАН КРЕСТИТЬСЯ У СВ. ИОАНАА ПРЕДТЕЧИ. ПОЗЖЕ ХРИСТОС ИЗБРАЛ ДЛЯ ЖИТЕЛЬСТВА ДРУГОЙ ГОРОД ГАЛИЛЕИ - КАПЕРНАУМ, РАСПОЛОЖЕННЫЙ НА ГЕНИСАРЕТСКОМ (ТИВЕРИАДСКОМ) ОЗЕРЕ. ПО ПРЕДАНИЮ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ СОВЕРШИЛОСЬ ТАКЖЕ В ГАЛИЛЕЕ НА ГОРЕ ФАВОР.
НОВО-ИЕРУСАЛИМСКАЯ ГАЛИЛЕЯ РАСПОЛАГАЛАСЬ ЗА ИСТРОЙ-ИОРДАНОМ. ПОРОСШИЙ ЛЕСОМ ХОЛМ К СЕВЕРО-ВОСТОКУ ОТ ВОСКРЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ БЫЛ НАЗВАН ФАBOPOМ.
СЕЛО МИКУЛИНО В СВЯЗИ С ПОСТРОЙКОЙ НОВОЙ КАМЕННОЙ ЦЕРКВИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ БЫЛО ПЕРЕИМЕНОВАНО В ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ. "ПУСТОШЬ ЗИНОВЬЕВА НА РУЧЬЮ" ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ: КАПЕРНАУМ. ВОЗМОЖНО, ЗДЕСЬ ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ УСТРОЙСТВО ГЕНИСАРЕТСКОГО ОЗЕРА.
К ЮГУ ОТ ПАЛЕСТИНСКОГО ИЕРУСАЛИМА НАХОДИТСЯ ГОРОД ВИФЛЕЕМ - МЕСТО РОЖДЕНИЯ ХРИСТА. МЕЖДУ ИЕРУСАЛИМОМ И ВИФЛЕЕМОМ РАСПОЛОЖЕН МОНАСТЫРЬ СВ. ПРОРОКА ИЛИИ. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ НОВО-ИЕРУСА-ЛИМСКОГО ВИФЛЕЕМА ОПРЕДЕЛИТЬ ПОКА НЕ УДАЛОСЬ, НО ИМЕННО К ЮГУ ОT ВОСКРЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СТОЯЛА НА ПОГОСТЕ ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВЬ XVI ВЕКА ВО ИМЯ СВ. ПРОРОКА ИЛИИ. ВЕРОЯТНО, ВИФЛЕЕМ НАХОДИЛСЯ НЕПОДАЛЕКУ ОТ НЕЕ.
ЗАМЫСЕЛ ПАТРИАРХА НИКОНА ПО УСТРОЙСТВУ ПОДМОСКОВНОЙ ПАЛЕСТИНЫ НЕ БЫЛ ВОПЛОЩЕН ДО КОНЦА. МЕЖДУ ТЕМ ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОГО МИРА ОПЫТ СОЗДАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОГО ОБРАЗА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ С ТОПОГРАФИЧЕСКИМ И ВИДОВЫМ ПОДОБИЕМ ПРООБРАЗУ. ПОДМОСКОВНАЯ ПАЛЕСТИНА СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛА О РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕЕ ПЕРВОСВЯТИТЕЛЕ КАК О ВЕРНЫХ ХРАНИТЕЛЯХ "ЗАКОНА И СЛОВА ГОСПОДНЯ", О ЧЕМ ПАТРИАРХ НИКОН, МЫСЛИВШИЙ В МАСШТАБАХ ВСЕЛЕНСКОГО ПРАВОСУДИЯ, ПИСАЛ: "ИЗ СИОНА ИЗЫДЕ ЗАКОН И СЛОВО ГОСПОДНЕ ИЗ ИЕРУСАЛИМА. ТОГО ЗАКОНА Я ЛЮБИТЕЛЬ И СЛОВА ГОСПОДНЯ ХРАНИТЕЛЬ...
НЕ ВСИ ОТ ИЕРОСАЛИМА СИИ СУТЬ ИЕРОСАЛИМЯНЕ, НО ИЖЕ ЗАКОН ОТ ИЕРОСАЛИМА ИЗШЕДШИЙ СОХРАНИТ"
Монастырь стоит на высоком крутом берегу реки Истры. Стены и башни образуют неправильный многоугольник. Центральные ворота монастыря расположены в Надвратной Входоиерусалимской церкви (это и название башни). Перед воротами находится автостоянка и несколько старинных зданий. Далее названия башен (их всего 9) по часовой стрелке. Левее Надвратной находится Гефсиманская башня, далее Сионская, Давидов Дом, Елизаветинские ворота, Иноплеменничья, Башня Баруха, Ефремова башня, Дамасская башня. Башни получили названия по аналогии с названиями башен древней крепостной ограды города Иерусалима. На территории монастыря находятся: в центре – Воскресенский собор с подземной церковью, за ним, если стоять спиной к Надвратной башне, слева – Больничные палаты, в центре – Трапезные палаты (в них музейная экспозиция) с церковью Рождества Христова, справа – Настоятельные покои.
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» кроме монастыря включает в себя музей деревянного зодчества - постройки в поле за крепостной стеной со стороны Елизаветинской башни. Это Скит Патриарха Никона, Источник Силоамская купель, Церковь Богоявления, часовня, изба Кокуркиных, мельница и выставочный корпус.
Воскресенский монастырь Нового Иерусалима основан в середине XVII века Святейшим Патриархом Никоном (1605-1681) как Русская Палестина, повторяющая христианские святыни и сооружения Святой Земли.
В центре монастырского ансамбля расположен грандиозный Воскресенский собор (1658-1666; 1679 - 1685гг.), возведенный "в меру и подобие" храма Гроба Господня в Иерусалиме. Он состоит из трех основных архитектурных объемов. С восточной стороны расположена одноглавая, углубленная в землю церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Она повторяет палестинский прообраз - подземный храм на месте обретения в 6 веке Креста Господня, сброшенного после Распятия Христова с горы Голгофы в глубокую каменную цистерну.
Центральный объем воспроизводит Кафоликон Иерусалимского Собора. Это увенчанный большой главой храм Воскресения Христова. В его заалтарном обходе устроены в честь Страстей Господних три придела, каждый из которых имеет свою главку. С юга расположен Голгофский придел, где воспроизведено Лобное место с Крестом Господним.
Западная часть Собора представляет собой перекрытую шатром ротонду над Часовней Гроба Господня – местом погребения и Воскресения Спасителя.
В1690-1694 гг. по указу Петра 1 Монастырь окружен крепостной оградой с 8 башнями и надвратной Церковью Входа Господня в Иерусалим. Подрядчик каменных дел Яков Григорьевич Бухвостов. Тогда же вдоль западного прясла стены выстроен корпус Трапезных палат с храмом Рождества Христова, символизирующим Палестинский Вифлеем.
На протяжении 18-19 вв. сооружения монастыря частично перестраивались в стилях барокко и классицизма. Здесь работали архитекторы И.Ф, Мичурин, В. Растрелли, М.Ф, Казаков, К.А. Тон.
В 1919 г. Воскресенский монастырь был закрыт, на его территории образован музей. В декабре 1941 года архитектурный ансамбль Нового Иерусалима был взорван фашистами. Реставрационные работы начались в конце 1940-х гг. и продолжаются по сей день. Был восстановлен внешний облик все монастырских сооружений, за исключением колокольни Воскресенского собора. Сейчас находятся на реконструкции северная стена и Иноплемейничья башня. С 1994 г. в монастырских храмах возобновлены богослужения.
В настоящее время на территории монастыря размещается Воскресенский Новоиерусалимский Мужской монастырь и Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».
Связано имя монастыря со стрелецким восстанием. В 1698 г. Под стенами Ново-Иерусалимского монастыря произошел бой восставших стрельцов с правительственными войсками.
В БОЮ ПОД СТЕНАМИ НОВО-ИЕРУСАЛИМСКОГО МОНАСТЫРЯ 1698 г. ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ МОСКОВСКИЕ СТРЕЛЕЦКИЕ ПОЛКИ ФЕДОРА КОЛЗАКОВА, АФАНАСИЯ ЧУБАРОВА, ИВАНА ЧЕРНОГО, ТИХОНА ХРИСТОФОРОВИЧА ГУНДЕРТМАРКА. ЗА УЧАСТИЕ В СТРЕЛЕЦКОМ ВОССТАНИИ 1698 г. ПОЛКИ БЫЛИ РАСФОРМИРОВАНЫ. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ИХ ЛИЧНОГО СОСТАВА БЫЛА КАЗНЕНА И ПОДВЕРГНУТА РАЗЛИЧНЫМ ТЕЛЕСНЫМ НАКАЗАНИЯМ.
ВЕРНЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВУ ВОЙСКА, КОТОРЫЕ ВОЗГЛАВЛЯЛ БОЯРИН ВОЕВОДА АЛЕКСЕЙ СЕМЕНОВИЧ ШЕИН, СОСТОЯЛИ ИЗ БУТЫРСКОГО И ЛЕФОРТОВСКОГО СОЛДАТСКИХ ПОЛКОВ. ОРГАНИЗОВАННЫЕ В 1642 г. ЭТО СТАРЕЙШИЕ СОЛДАТСКИЕ ПОЛКИ РУССКОЙ АРМИИ. ОБА ПОЛКА ПРЕДСТАВЛЯЛИ СОБОЙ ОТБОРНЫЕ ПРИВЕЛЕГИРОВАННЫЕ ЧАСТИ. В МИРНОЕ ВРЕМЯ ОНИ БЫЛИ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИМИ УЧЕБНЫМИ ЦЕНТРАМИ ПО ПОДГОТОВКЕ МЛАДШЕГО И ОТЧАСТИ СРЕДНЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА, А ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ВЫПОЛНЯЛИ ФУНКЦИИ УДАРНЫХ ЧАСТЕЙ. ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЛИЧНОГО РЯДОВОГО СОСТАВА БЫЛА ИЗ ДЕТЕЙ БОЯРСКИХ. ЛЕФОРТОВСКИЙ И БУТЫРСКИЙ ПОЛКИ НАРЯДУ С ГВАРДЕЙСКИМИ ПОЛКАМИ ЯВЛЯЛИСЬ НАИБОЛЕЕ БОЕСПОСОБНЫМИ ЧАСТЯМИ РУССКОЙ АРМИИ, ПОЭТОМУ ОНИ УЧАСТВОВАЛИ ВО ВСЕХ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЯХ КОНЦА ХVII века И ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДЛЯ ПОДАВЛЕНИЯ ВОССТАНИЯ СТЕПАНА РАЗИНА И СТРЕЛЕЦКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ.
Четыре стрелецких полка, охранявших литовскую границу, замыслили сменить верховного правителя и покинули места службы: полк федосеев – Вязьму, Афанасьев – Белый, Ивана Черного – Володимирскую Ржеву, Тихонов – Дорогобуж. Верные царю офицеры были изгнаны. Должности в полках восставшие распределили между собой. Соседним войскам стали угрожать расправой, если они не присоединятся.
Петр 1 в это время совершал поездку по Западной Европе. Весть о восстании застала его в Вене, и он решил немедленно вернуться.
Опасность скорого приближения мятежников к Москве и возможность присоединения к восставшим «черни» вынудила идти им навстречу, а не ожидать нападения. Однако, разногласия между тремя главными мятежниками замедлило их продвижение, кроме того ими не был занят монастырь, который мог бы стать им убежищем и опорой.
Гравюра с изображением боя, по средневековой традиции, изображает сразу несколько последовательных эпизодов боя: переговоры генерала Гордона перед началом боя, сам бой, плененное стрелецкое войско, бегство стрельцов, пытки и казни, которым впоследствии были подвергнуты мятежники.
Текст, набранный заглавными буквами цитируется со стендов в монастыре, карты тоже оттуда.