МОСКВА И ОБЛАСТЬ

Раздел обновлен: 27/12/05 11:14
 
 

Москва и область
Подольск
Находится: Московская область, линия обороны к югу от Подольска, на северном берегу р. Петрица.

Здесь проходил рубеж обороны советских войск (Хлебниковский рубеж), построенный осенью 1941 г. На участке от жд.ст. Весенняя по р. Петрица до шоссе Подольск-Обнинск (памятник Виктору Талалихину) имеется большая сеть окопов, блиндажей, на всем протяжении отрыт противотанковый ров.

Далее история города...

Село Подол (Подол-Пахра) издавна принадлежало Церкви и упоминается как вотчина московского Данилова монастыря с 1627-28 гг. Слово подол означало равнину или пойму, т.е. название села отвечало его месту расоложения. В 1781 г. село стало уездным городом. В дальнейшем, в документах упоминается уже как Подольск. В 18 в. основным занятием жителей были торговля, извоз и добыча белого камня. В 19 в. неподалеку прошла Брест-Литовская (Варшавская) дорога (1844-47 гг.), затем железной дорога (1866 г.).

В 1900 г. американское акционерное общество "Компания Зингер" начало строительство в Подольске завода по сборке швейных машин и производству деталей для них. Первые машины были выпущены в 1903 г..

На территории города расположены Троицкий собор (1819-1832 гг.), здание бывших присутственных мест (начало 19 в.), усадьбы Ивановское (где находится Краеведческий музей и Центральный музей профтехобразования) и Плещеево.

25 января 2003 г.
01.jpg
линия окопов между деревьями, русло р. Петрица слева, жд.ст. Весенняя справа
02.jpg
там же, за тремя березками виден изгиб линии окопов
03.jpg
далее на северо-запад, окоп, р. Петрица слева
04.jpg
там же, дальше, окопы и стрелковые ячейки
05.jpg
вид на запад с высокого берега р. Петрица
06.jpg
памятник Виктору Талалихину, совершившему первый воздушный таран, справа от шоссе Подольск - Обнинск, при выезде из Подольска
30 июня 2004 г.

  007.jpg
полотно южнее ст. Весенняя, впереди вероятная позицию расположения ДОТа, ДОТа там нет...
008.jpg
зато совсем рядом есть противотанковый ров перпендикулярно ж.д., он идет вдоль всей линии обороны
009.jpg
стрелковые позиции позади рва
010.jpg
то же
011.jpg
окопы у насыпи
012.jpg
еще ров на противоположной стороне насыпи в Сергеевке
013.jpg
далее на запад в Сергеевке, ров переходит на противоположный берег, виден его разрыв
014.jpg
"вражеский" берег, фото с вершины эскарпа (передней крутости) рва, сам ров зарос травой
015.jpg
вид с "вражеского" берега на "наши" позиции, они левее вдоль опушке леса
016.jpg
далее к опушке леса, ров слегка виден у подножия холма уже на "нашем" берегу
017.jpg
то же, Петрица течет слева направо, кладбище на фото справа, на нем окопы
018.jpg
окопы на кладбище
019.jpg
то же
020.jpg
то же
021.jpg
противотанковый ров западнее кладбища
022.jpg
то же
023.jpg
то же
024.jpg
берег р. Петрица, бревна уложены в окоп вместо мостков
025.jpg
далее на фото окопы по р. Петрица западднее до дер. Меньшинское
026.jpg
то же
027.jpg
то же
028.jpg
то же
029.jpg
то же
030.jpg
то же
031.jpg
то же
032.jpg
то же
033.jpg
то же
034.jpg
р-н дач у р. Моча (западнее изгиба р. Петрица), ЖБОТ у дороги
035.jpg
ЖБОТ перевернут, разрушен, стоит на вероятном месте расположения позиций, далее вдоль дороги есть окопы
036.jpg
памятник Виктору Талалихину у шоссе Подолск-Обнинск и моста через р. Моча
037.jpg
то же
038.jpg
то же
039.jpg
то же
040.jpg
то же
041.jpg
то же
       

Город расположен на пересечении р. Пахры и дороги Москва-Симферополь. 5 октября 1781 г. при разделении Московской губернии на уезды был образован Подольский уезд, центром которого стал г. Подольск. В уезд вошли населенные пункты московских волостей, упоминающиеся еще в духовных грамотах Ивана Калиты. Недалеко от нынешнего города, на р.Моча, Юрий Долгорукий в 1152г. построил крепость для охраны южных границ Владимиро-Суздальского княжества. Крепость получила название Перемышль. Когда границы Московского княжества расширились на юг и запад, Перемышль потерял военное значение. В 1627-1628 гг. он упоминается уже как городище.

В 15 в. на месте города было с. Добрятино, окруженное княжеским бортным лесом. В то же время упоминается с.Прудки, принадлежащее предкам М.И. Кутузова, которое после 1812 г. было переименовано в с. Кутузово. В начале 17 в. здесь существовало село Ерино (вотчина боярина И.В. Морозова). Село Подол возникло на пересечении путей из Москвы к западными и южными княжествами Руси с рекой Пахрой (тогда она была полноводнее), тоже служившей транспортным путем. Село располагалось в долине (подоле) реки, и поэтому получило свое название. Некоторое время оно называлось Подол-Пахра.

По-видимому, село начиналось с левого низкого берега Пахры, а потом постепенно застраивался и правый. Одно из первых упоминаний о в 1627-1628 гг., когда оно принадлежало Данилову монастырю в Москве. В селе была деревянная церковь, дворы священослужителей, 13 дворов (семейных крестьян) и 4 двора "бобылей", на другой стороне реки Пахры 10 крестьянских дворов. Благодаря торговым путям село росло и в 1704 г. уже 71 крестьянский двор и семь дворов бобылей (всего 295 человек).

В 1781 г. в селе было 106 домов, 14 торговых лавок. Село было преобразовано в город. Работали шелковая фабрика, пивоварня и кузница, кирпичный завод, две солодовенных . Жителей - 856 (из них 129 купцов и 213 мещан). По субботам проводились рыночные торги (хлеб, сено, скот и пр.) Жители содержали постоялые дворы, занимались извозным промыслом, добывали белого камня и бут (что отмечено на гербе Подольска - нижняя часть герба - два употребляемых каменотесцами инструмента, золотого цвета в голубом поле, "в знак того, что жители сим промыслом обогащаются".

Первой каменной постройкой (из местного известняка) стала возведенная в 1728 г. церковь. В 1784 г. были утверждены регулярный план города и правила застройки. По ним город разбивался на 20 кварталов. В плане город имел форму квадрата, ограниченного нынешними улицами Верейской, Рабочей, Матросской и Зеленовской.

7 сентября 1812 г. в городе останавились на привал руские войска. По приказу Кутузова они совершили маневр на Тарутино. Авангард французов подошел к Подольску и занял его лишь 4 дня спустя. Французы сожгли часть домов и ограбили город.

После войны 1812 г. город восстановили, и он продолжил развитие. В 1844-1847 гг. было построено Варшавское (Брест-Литовское) шоссе с мостом через р. Пахру. Это способствовало развитию промышленности. В 1864 г. в с. Стрелкове была построена суконная фабрика, в 1873 г. - писчебумажная фабрика в Дубровицах, в 1875 г. в селе Выползове - завод по производству цемента, извести и кирпича.

В 1900 г. в городе началось строительство механического завода компании "Зингер" по производству швейных машин. Были сооружены чугунолитейная и механическая мастерские, электростанция. Стали приезжать квалифицированные рабочие из других городов. В 1915 г. в Подольске началось строительство кабельного завода-гиганта. В 1917 г. фирма предпринимателя Износкова начала строительство завода по вторичной переработке цветного металла ("афинерного").

Неселение быстро увеличивалось и в 1917 г. в составляло 19 тыс. чел.. Число жилых домов - 1300, построены каменные здания реального училища, театра, электростанции, заработал водопровод.

После 1917 г. промышленность города продолжала развиваться. Был построее паровозоремонтный завод. В 1930 г. реконструирован, и освоил производство нефтеаппаратуры и шахтных электровозов. С 1936 году завод носит имя Орджоникидзе.

В 1930 г. численность населения была уже 72,4 тыс., а 20 апреля 1930 г. президиум ВЦИК включил в городскую черту деревни Выползово, Шепчинки, Добрятино, Ивановское и поселок цементного завода. Позже, в 1936 г. - Кутузово, Фетищево, Беляево, Сальково, и прилегающие небольшие лесные массивы. В то же время застраивались Северный и Южный поселки завода им. Орджоникидзе.

В октябре 1941 г. враг находился недалеко от города. Промышленность производила военную продукцию. В октябре началась эвакуация предприятий и к ноябрю была закончена. На освободившихся производственных площадях началось производство мин, снарядов, гранат, аккумуляторов для танков.

Широко известен подвиг курсантов Подольских пехотного и артиллерийского училищ, остановивших прорвавшиеся под Юхновом немецкие танки.

После войны город наладил производство строительных материалов для восстановления городов и сел. На юго-западе города началось массовое жилищное строительство.


 
 
 
 
 
© "Неправильный мир" 2002 - 2005
Rambler's Top100
Hosted by uCoz