МОСКВА И ОБЛАСТЬ

Раздел обновлен: 24/12/05 22:06
 
 

Москва и область
Канал им. Москвы
Находится: Московская область, соединяет реки Волга и Москва.

Начало строительства - 1932 г., окончание - 1937 г. Начинается у г. Дубна, заканчивается в г. Москва. Длина 128 км, 7 водохранилищ, 8 шлюзов (собиралсь строить 11 (?)).

апрель 2002 г.

01.jpg
вид с моста через канал им. Москвы и р. Яхрома на западную окраину Дмитрова и Введенскую церковь
02.jpg
канал, вид с того же моста в сторону Москвы
03.jpg
вид с правого берега канала на эстакаду на южной окраине Дмитрова
04.jpg
крест - памятник жертвам полит. репрессий, погибшим на строительстве канала, на правом берегу канала, напротив эстакады
05.jpg
вид со стороны Яхромы на Перемилово (Перемиловские высоты), Дмитров слева за кадром
06.jpg
памятник погибшим в ВОВ, в р-не Деденово
07.jpg
канал в р-не Икши, вид в сторону Дмитрова
08.jpg
канал в р-не Икши, Москва справа далеко за кадром

Официальная точка зрения была такой. В начале 30-х годов в стремительно растущем городе, где сооружались не только многоэтажные жилые дома, но и крупные промышленные предприятия, стала остро ощущаться нехватка воды. В жилых домах вода не могла подняться выше 3-го этажа, водопровод был в менее половины зданий. Яуза, Неглинная и Москва-река не справлялись с растущими потребностями. Кроме того, качество воды в них было низким.

Предлагалось три варианта решения проблемы.
1) Яхрома, Сестра, Дубна, Волга
2) перекачка воды из Оки
3) устройство водохрахранилищ на Москва-реке, Истре, Рузе.

Выбрали 1-ый.: 128 километров, 11 шлюзов, 7 плотин, железнодорожные ветки от Вербилок до Волги, от Дмитрова до Большой Волги, водопроводный канал от Учинского водохранилища к столице. Канал - продолжение водного пути от Белого моря через Беломоро-Балтийский канал и Онежское озеро, Мариинскую систему и Рыбинск к Москве, по Волге - на Каспий.

1 июня 1932 г. было принято постановление № 859 Совета Народных Комиссаров Союза ССР "О строительстве канала Москва - Волга" за подписями Зам. председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Куйбышева и Управляющего делами Совета Народных Комиссаров Союза ССР П. Керженцева.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Совета Народных Комиссаров Союза ССР
1 июня 1932 г. Москва. Кремль.
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАНАЛА МОСКВА — ВОЛГА

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Немедленно приступить к сооружению судоход­ного водопроводного канала Волга-Москва, утвер­див Дмитровский вариант направления этого канала. Работы по сооружению канала закончить к ноябрю месяцу 1934г.
При постройке плотины на реке Москве исходить из необходимости полного уничтожения Бабьегородской плотины.

2. Строительство канала отнести к особому спис­ку крупных индустриальных строек и поручить Госплану СССР в квартальных планах распреде­ления стройматериалов выделять целевые фонды для этого строительства.

3. Обязать Наркомтяжпром СССР обеспечишь строительство основным оборудованием, согласовав с Москаналстроем номенклатуру оборудова­ния и сроки его поставки.

4. Обязать Наркомлес отпустить в 1932 году необ­ходимый строевой лес со сплава Верхней Волги.

5. Предложить Наркомзему РСФСР отвести для строительства лесосеки в бассейне р. Дубны, Дмит­ровском районе, в районах Верхней Волги.

6. Обязать НКтруд СССР отвести строительству районы для вербовки рабочей силы.

7. Приравнять рабочих канала в снабжении к рабочим торфоразработок ввиду сложности работ.

8. Обязать Наркомвод обеспечить строительство канала землесосами.

Зам. председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССРВ. Куйбышев
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Союза ССРП. Керженцев


Для строительства плотины выбрали место у дер. Иваньково (ныне город Дубна). Вода должна была подниматься на уровень 38 метров пятью каскадами насосных станций.
Волгу перегородили, и уровень воды в реке поднялся на 11 метров, появилось искусственно созданное Иваньковское водохранилище, более известное как Московское море. Здесь и начинается канал протяженностью 128 км.

Постепенно на канале строили различные гидротехнические сооружения. За время существования канала построено около 240 объектов: дамбы, шлюзы, паромные переправы, гидростанции и многое другое.

Пять уровней насосных станций создают соответствующее число водохранилищ, от которых через северную и восточную водопроводные станции и питается наш город.

Как сейчас известно, в строительстве канала принимали участие тысячи заключенных, в том числе политических. Многие из них погибли. Строителей канала называли "каналоармейцами", саму стройку военным термином "штурм".

Для справки.
Беломоро-Балтийский канал (ББК), где и родилось название заключенных "з/к" - заключенный каналоармеец, имеет длину 227 км, Панамский канал - 81 км, Суэцкий - 160 км, Северо-германский - 99 км, Средне-германский - 120 км. Конечно, длина не единственный показатель трудоемкости. По объему земляных работ канал Москва - Волга превосходит все упомянутые.

Привлекаемая техника:

экскаваторы разных типов - 171
паровозы - 161
мотовозы - 225
вагонетки опрокидные - 4 320
грузовые автомашины - 3 050
насосы - 2 460
станки металлообрабатывающие - 800


Последним этапом в строительстве канала стало создание в 1952 году Волго-Донской "переправы", с которого Москва стала считаться портом пяти морей: Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского.

Строительство вызвало также и нарушение природного баланса, уклада жизни населенных пунктов вдоль канала. Вышедшая из берегов Волга затопила довольно значительные территории. Наиболее известен город Калязин, частично затопленный после строительства лотины под Дубной, где из воды торчит колокольня.


Во время ВОВ.

Во время Великой Отечественной войны, в конце ноября 1941 г. немцы близко подошли к Дмитрову, началась эвакуация предприятий учреждений, на улицах появились патрули истребительного батальона. Население привлекалось для строительства оборонительных сооружений, над городом летали немецкие самолеты. Бои за Перемиловскую высоту развернулись 28-29 ноября 1941 г. Советские 30-я и 1-я ударная армии, в итоге, не дали немцам обойти Москву с севера.
Плывущие по каналу баржи не бомбили, канал берегли для затопления Москвы.
На мосту в р-не Яхромы фашисты высадили десант, переодетый в красноармейскую форму. Десант снял часовых на мосту, и тяжелая техника двинулась в сторону Дмитрова. Воинских частей в Дмитрове не было, однако, оказавшийся на станции бронепоезд сумел задержать продвижение врага. В телефонном разговоре с командующим 1 УА В.Ф. Кузнецовым Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин потребовал "отбросить захватчиков за канал". В город пришли "Катюши" и дали залп.
В тот же день 1 УА провела контратаку, но потом отошла на исходную. Наутро, дождавшись подкрепления, атаку повторили и немцев отбросили.
Для укрепления обороны мост через канал в р-не Яхромы взорвали.Туда была направлена группа саперов, чтобы взорвать мост. В живых остался один из тринадцати. С помощью шлюзов часть канала спустили в реку Яхрому. Подо льдом образовалось безвоздушное пространство, и лед провалился. Потом воду пустили вновь, и она доломала остатки льда. Канал превратился в водную преграду шириной 80 м. Пойма рек Яхромы и Сестры на многие километры оказалась затоплена. По другим данным танки петылись перейти по льду канала, но провалились под лед, под которым не было воды. Фронт стабилизировался, велась только артиллерийская дуэль через канал. 6 декабря 1941г. советские войска перешли в наступление, началась битва за Москву.

Пермиловские высоты.

Наименование высоты это место получило осенью 1941-го. Здесь шли тяжелые бои. С Перемиловской высоты хорошо просматриваются шоссе, канал, мост,сам город. В 1966г., в год 25-летия битвы под Москвой на вершине установили бронзовый памятник - солдат с автоматом в руке. Его отливали в Ленинграде, на Заводе монументальной скульптуры, барельефы изготавливали в Мытищах, гранит привезли с Украины.



 
 
 
 
 
© "Неправильный мир" 2002 - 2005
Rambler's Top100
Hosted by uCoz