Основан Царём Феодором Иоанновичем в 1593, когда был сооружён Малый (или Старый) собор (1591—1593),
В Смутное время был разорён польскими войсками под предводительством гетмана Ходкевича и долгое время продолжает пребывать в запустении.
По возобновлении Царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь сделался «богомольем царей»: сюда совершались крестные ходы, в которых принимали участие Государи.
В 1698 был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, называемый Большой собор, построенный усердием Царевны Екатерины Алексеевны. Стены храма расписаны фресками итальянца Клаудио; внутри сохранился монументальный 8-ярусный резной иконостас с иконами «фряжского письма».
Примерно в то же время (1686—1711) была возведена стена с двенадцатью башнями, которые напоминают ограду Новодевичьего монастыря.
В XVIII веке монастырь интенсивно развивается: по описи 1739 года Донской монастырь — крупное феодальное хозяйство, которое владеет большими территориями и множеством крепостных душ. В течение этого века формируется величественный комплекс монастыря, каким его можно увидеть и в наши дни. Появляется некрополь выдающихся деятелей российской истории и культуры. Строится Тихвинская надвратная церковь (1713—1714) и колокольня над западными воротами (окончена в 1753). В 1745—1750 годах были возведены архимандритские покои. Также возводится здание духовной семинарии, конюшни, и прочие вспомогательные сооружения; в 1796—1798 годах строится церковь Александра Свирского (храм-усыпальница А. Н. Зубова).
Одно из широко известных и трагичных событий XVIII века произошло в монастыре в 1771 году во время Чумного бунта. Беснующаяся толпа наводнила монастырь и убила скрывавшегося в его стенах архиепископа Авмросия, который приказал убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались как больные (в надежде выздороветь), так и здоровые (в надежде уберечься от заразы). Темная толпа усмотрела в изъятии крамолу и растерзала архиерея, однако зачинщики беспорядков были выявлены и повешены на Красной площади по приказу Екатерины II.
В конце 1764 монастырь получает статус ставропигиального.
В XIX в монастыре было основано духовное училище, готовившее кандидатов на поступление в семинарию; построены церковь Архангела Михаила (усыпальница Голицыных, 1809) и церковь Иоанна Златоуста (усыпальница Первушиных, 1888—1891 гг.).
В монастыре также находилась иконописная палата им. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам.
Перед революцией монастырь был 1-го класса ставропигиальной обителью.
Каждый год, 19 августа, в день празднования Донской иконе, совершался крестный ход из Успенского собора Кремля в монастырь: чудотворная Донская икона пребывала в Благовещенском соборе Кремля, где находится и ныне.
В 1918 монастырь был формально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х гг..
С мая 1922 в Донском монастыре находился под стражей Патриарх Тихон (Беллавин) (в доме за Тихвинскими вратами), где он оставался до средины января 1925 года, когда переехал в клинику Бакуниной на Остоженке. Скончавшись 25 марта (7 апреля) того же года в клинике, был погребён здесь же 30 марта (12 апреля) 1925 года, в Вербное воскресенье; был похоронен в подклёте Малого собора. В 1926 году к внешней стороне той же стены собора перенесли могилу убитого 9 декабря 1924 года келейника Патриарха — Якова Полозова.
22 декабря 1925 года, вскоре после ареста Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) состоялось совещание 10-и архиереев, образовавшее Временный высший церковный совет, что положило начало так называемому григорианскому расколу.
В 1920-х годах в монастыре устраивали антирелигиозную выставку, в дальнейшем в нем был организован Антирелигиозный музей; в 1929 все монастырские храмы были закрыты для богослужения. Ценные документы XVIII-XIX веков из архива монастыря были перемещены в государственные архивы (сейчас находятся в РГАДА)
В 1934 был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В 1930-е на территорию монастыря были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов: горельефы Храма Христа Спасителя; церкви Успения на Покровке; церкви Николы «Большой Крест» у Ильинских ворот; а также часть убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади.
В 1964 г. монастырь был превращён в филиал научно-исследовательского Музея архитектуры им. Щусева.
Малый собор, где богослужения возобновились в 1946, был в 1960-е приписан к храму Положения Ризы Господней на Донской улице; в храме была устроена мироваренная печь, которая и поныне используется для изготовления мира для всей Русской Церкви.
В 1982 было принято решение о передаче Донского монастыря Патриархии для создания в нем официальной резиденции московского патриарха. Однако в итоге церкви был передан не Донской, а Данилов монастырь.
В 1991 монастырь был передан Московскому Патриархату; 18 августа был вновь освящён Большой собор. В том же году, 18 ноября, неизвестным злоумышленником был подожжён Малый собор. Во время его ремонта были проведены раскопки, в ходе которых 19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение Патриарха Тихона, действительное наличие которого до того вызывало сомнения. Обретённые мощи святителя были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.
В 1990-е гг. на территории монастыря сразу за святыми вратами установили бронетехнику - Т-34, БТР, БМП, БРДМ
Источник и подробности: wikipedia.org